В 1995 году выходит условно вторая пластинка Бьорк "Post".
Не отходя от обложки, сразу познакомимся с "персонажем" этой пластинки. Это уже не тот скромный, неуверенный новичок, который испуганно смотрел на нас с обложки "Дебюта". Вернее, может быть, и он же (она же), но пару лет спустя: девушка из провинции (в широком смысле) уже некоторое время пожила в большом городе, набралась уверенности в себе, вкусила блага цивилизации и, как говорит Бьорк, "поглощает город, а город поглощает её". Разумеется,в этом образе есть и отражение Бьорк как музыканта.
Название же "Post" (да, обратите внимание, что опять на обложке нет ни имени Бьорк, ни названия пластинки) с двойным дном. Во-первых, это собственно "почта" (годом позже выйдет альбом ремиксов под названием "Telegram"). Почта - это как раз то, что связывает девушку в новом городе с ее родиной: "Если "Debut" был чем-то вроде сборника лучшего за десять лет, то "Post" - это последние два года. Мне кажется, все песни на альбоме как будто говорят: "Послушайте, что у меня происходит", и поэтому я назвала эту пластинку "Post" - потому что я все время мысленно отправляю свои песни назад в Исландию письмом. Ведь для меня это был такой большой шаг - уехать от всех родственников, всех друзей, всего, что я знала".
Но у "Post" (только не английского, а латинского) есть и другое значение - после. По словам Бьорк, первые два альбома - что-то вроде дилогии: "Debut" и "Post", до и после. Две части (альбомы действительно похожи друг на друга больше, чем все последующие), причем второй альбом является развитием первого. Он, как уже говорилось выше (не об альбоме, а о "персонаже", правда, но как раз тут они пересекаются) более уверенный: если песни с "Дебюта" Бьорк писала в Исландии, где-то в укромных уголках, и они были порой сокровенными, личными, почти интимными, то большая часть песен для "Post" была написана уже в Лондоне, с сознанием того, что их услышит много людей.
Шаг вперед был сделан и в плане музыкального продюсирования, азы которого Бьорк постепенно постигает (если помните, после "Дебюта" она говорила, что может намного лучше, и была смущена большим вниманием к этой пластинке). Однако тут она все еще не на главных ролях.
"Debut" был почти полностью спродюсирован Нелли Хупером. С ним же Бьорк начала делать второй альбом. Однако со временем Нелли потерял интерес к работе в студии и переключился на другие проекты. У Бьорк остались песни и куча идей, которые ей хотелось реализовать, но она пока еще не могла это сделать самостоятельно. Впрочем, к тому времени девушка, "поглощающая город", уже завела немало знакомств в музыкальной (клубной) среде. Ее главными друзьями-музыкантами на тот момент были рэппер/трип-хопер Tricky (с которым у Бьорк некоторое время были романтические отношения), Howard Bernstein, известный как Howie B., а также электронщик Graham Massey из группы 808 State. С Грэмом Бьорк познакомилась давно, почти сразу после переезда в Лондон, и в свое время отправляла ему на пробу еще те, "дебютные" песни в до-альбомных аранжировках с духовым оркестром.
В общем, если "Дебют" был совместной работой с одним Хупером, то "Post" стал результатом сотрудничества нескольких музыкантов и продюсеров, своеобразным сборником творческих "дуэтов". Поэтому он получился еще более разноплановым и еще более "актуальным" в плане различных музыкальных настроений того времени.
Немного о личных ощущениях :) "Post" - это, пожалуй, мой самый любимый альбом по текстам. Наверное, это тоже объясняется определенной стадией эволюции - между простенькими, иногда почти детскими стишками "Дебюта" и более замысловатыми текстами следующих альбомов: "Homogenic", "Verspertine", "Medulla" (со временем Бьорк и в английском поднаторела, надо полагать)). Так вот, тексты на "Post" сохраняют эту наивную "исландистость", но при этом кажутся более тонкими и выразительными. Один из моих любимых текстов Бьорк вообще - "All The Modern Things":
all the modern things
like cars and such
have always existed
they've just been waiting in a mountain
for the right moment
listening to the irritating noises
of dinosaurs and people
dabbling outside
all the modern things
have always existed
they've just been waiting
to come out
and multiply
and take over
it's their turn now...
Или "Hypper-Ballad", один из синглов с альбома:
we live on a mountain
right at the top
there's a beautiful view
from the top of the mountain
every morning I walk towards the edge
and throw little things off
like: car parts, bottles and cutlery
or whatever I find lying around
it's become a habit
a way to start the day
i go through all this - before you wake up
so I can feel happier to be safe up here with you
it's early morning
no one is awake
i'm back at my cliff
still throwing things off
i listen to the sounds they make
on their way down
i follow with my eyes 'til they crash
imagine what my body would sound like
slamming against those rocks
and when it lands
will my eyes
be closed or open?
i go through all this - before you wake up
so I can feel happier - to be safe up here with you
И, конечно, нежно любимая мной "Possibly Maybe". Это уже не буду целиком приводить, и так расцитировался, но вот пара куплетов:
uncertainty excites me
baby!
who knows what's going to happen?
lottery or car crash - or you'll join a cult
...
since we broke up I'm using lipstick again
I suck my tongue in remembrance of you...
Альбом "Post" тоже неплохо продается - в британских чартах он поднимается на второе место и становится, таким образом, самым успешным альбомом Бьорк в Великобритании. Этим успехом он в значительной степени обязан синглу "It's Oh So Quiet", каверу на поп-песню 40-х годов "Blow A Fuse" Betty Hutton. Вообще, история с этой песней вышла забавная. По рассказам Бьорк, один из ее музыкантов, Guy Sigsworth, купил альбом Бетти Хаттон на заправке. И постоянно ставил его в автобусе, на котором Бьорк и компания разъезжали во время первого концертного тура. В результате песенка "Blow A Fuse" стала для них неофициальным гимном тура, "заряжавшим" их перед концертами. И вот, когда шла работа над вторым альбомом, Бьорк решила ради шутки записать кавер.
По иронии судьбы эта шутка стала чуть ли самой известной и коммерчески успешной песней Бьорк. В ноябре 1995 года её лейбл "One Little Indian" решил выпустить "It's Oh So Quiet" в качестве предрождественского сингла (то есть, по сути, как безделушку на подарки). Неожиданно для всех сингл на пятнадцать недель задержался в британских чартах, добравшись до четвертого места. Песня долгое время находилась в горячей ротации на радио и ТВ не только в Европе, но и в США. Конечно, свою роль сыграл и весёлый клип, снятый Спайком Джонзом (Spike Jonze)1.
С тех пор Бьорк не раз жалела об этой своей шутке. В самом деле, обидно, когда твоим главным хитом становится не только не твое произведение, но и вообще древняя песня, в то время как Бьорк такое большое значение придавала всему новому и современному в своей музыке. Наверное, во время второго тура песню "Blow A Fuse" в автобусе уже не крутили :)
Кстати о втором туре. Если помните, во время первого, в поддержку "Debut", Бьорк жалела, что из-за недостаточного времени на подготовку музыканты играли все песни практически так же, как они звучали на альбомах. Начиная с тура "Post", она стала экспериментировать с концертным звучанием, благодаря чему ее концерты стали фактически самостоятельным произведением2.
Например, в туре "Post" партии струнных были отданы колоритному японскому аккордеонисту Yasuhiro Kobayashi aka Coba (во многом потому, что тогда Бьорк не могла позволить себе струнный оркестрик на каждом концерте, но шоу от этого, на мой взгляд, только выиграло).
Особой же гордостью Бьорк и в некотором роде революцией была работа с электронными битами. Тур "Post" отличался от предыдущего большим уклоном в электронику, но Бьорк хотела и в эту электронику вдохнуть как можно больше "жизни" и импровизации. Для битов было найдено два решения, которые то сменяли, то дополняли друг друга во время концертов. Во-первых, Бьорк задалась поисками джазового барабанщика, хорошо играющего щётками. Таким музыкантом стал Trevor Morais, которого посадили за электронную барабанную установку со специальными запрограммированными звуками. Таким образом, эти электронные биты мастерски игрались вживую (в качестве примера песня "I Go Humble", один из моих любимых би-сайдов; она вышла на сингле "Isobel" и бонус-треком на японском издании альбома):
Второе решение проблемы с битами было еще более нетривиальным - Лейлу Араб, уже знакомую вам как минимум по первому посту (там она играла на клавишах в видео "There's More To Life Than This"), поставили к микшерскому пульту. Лейла с подобными вещами никогда дела не имела и сначала даже сердилась на Бьорк за эту роль, но потом втянулась :) Суть трюка была такова - в распоряжении Лейлы было несколько битов, звучавших на альбоме, и еще несколько, созданных специально для концертов (где-то 50 на 50). Например, во время одной песни у нее на пульте могло быть с десяток различных битов (запрограмированных от начала до конца песни), каждый из которых она могла в течение номера приглушать, убирать или делать громче по своему усмотрению. Таким образом открывалось множество возможностей для импровизации, и на разных концертах биты звучали по-разному (не кардинально, конечно, но все-таки). Лучше всего это видно по номеру "Enjoy" - кстати, доказательство того, что концертные версии могут совершенно изменить песню; вот песню "Enjoy", самую мою нелюбимую на альбоме, я считаю одним из лучших номеров в концертной программе3.
После тура Бьорк возвращается в Лондон, где собирается записывать третий альбом, но трагический случай в сентябре 1996-го смешивает ее планы. (Продолжение следует).
Björk - Post (1995)
1. "Army of Me" (Björk/Graham Massey) – 3:54
2. "Hyper-Ballad" (Björk) – 5:21
3. "The Modern Things" (Björk/Graham Massey) – 4:10
4. "It's Oh So Quiet" (Hanslang/Reisfeld) – 3:38
5. "Enjoy" (Björk/Tricky) – 3:56
6. "You've Been Flirting Again" (Björk) – 2:29
7. "Isobel" (Björk/Nellee Hooper/Marius de Vries/Sjón) – 5:47
8. "Possibly Maybe" (Björk/Nellee Hooper/Marius de Vries) – 5:06
9. "I Miss You" (Björk/Howie B) – 4:03
10. "Cover Me" (Björk) – 2:06
11. "Headphones" (Björk/Tricky) – 5:40
Скачать (192 kbps, 64 mb)
1 Несколько лет спустя благодаря этому клипу на Бьорк обратил внимание Ларс фон Триер, искавший актрису для своего фильма "Танцующая в темноте". Кто видел фильм, уловит связь :)
2 Поэтому в дополнение к альбомам "Debut", "Post", "Homogenic" и "Vespertine" вышли соответствующие концертные видео и DVD (образующие т.н. Live DVD Series), а затем и бокс-сет с аудио-CD "Live Box" ("Debut Live", "Post Live" и т.д.). После "SelmaSongs" и "Medulla" туров по объективным причинам не было, следовательно, не было и "живых" версий альбомов.
3 Видео выступлений взяты с DVD "Live at Shepherds Bush Empire". Помню, как несколько лет назад, только "въехав" в Бьорк, я жаждал посмотреть все ее вышедшие концерты, но именно этот никак не мог найти. Была, кажется, возможность заказать DVD, но DVD-проигрывателя, как и DVD-ROMа, у меня тогда не было. И вот я в отчаянии залез на один из русскоязычных форумов Бьорк с просьбой переписать мне этот концерт с DVD на диск или кассету и прислать в Ростов за вознаграждение ;) К моему удивлению, на просьбу быстро откликнулся один товарищ, который предложил мне совершенно безвозмездно прислать оригинальную лицензионную кассету (!). Я тогда был просто счастлив, и кассету засмотрел до дыр (до сих пор считаю этот концерт лучшим из тех, что официально выходили на видео). А через несколько лет этот человек нашёл меня тут! Это одна из самых трогательных встреч в ЖЖ на моей памяти ;) aklwn, еще раз большущее спасибо! Хоть у меня теперь есть DVD, тот случай я до сих пор вспоминаю с благодарностью :))