Солнце русского ЖЖ (fomenko) wrote,
Солнце русского ЖЖ
fomenko

ЖЖ-рецензии: часть 3 (последняя)

Прежде всего я должен сказать, что Серегу я давно уже уважаю, только раньше все надо мной за это смеялись, а теперь даже musttМунипов пишет "А еще всем рекомендую послушать нового Серегу".

А теперь обратимся к альбому ))) (да-да,а вы что хотели услышать?)

Я тут буду частично цитировать готовящуюся рецензию, поэтому стиль не всегда будет соответствовать формату ЖЖ-поста :)

«Обновленный» Серега – явление крайне неоднозначное. Во-первых, новый образ ставит с головы на ноги (или наоборот?) все, что было до этого. Теперь Серега ходит в солидных костюмах или на крайний случай «в гламурных трениках и правильной кепке» – в общем, Пафф Дэдди, ни дать ни взять. Под стать образу изменилась и манера «читки» - на смену простецкому надрыву и сверхбыстрому и четкому речитативу пришло умиротворенное ленивое бормотание а-ля Снуп Догг. И чтобы окончательно переместиться из одного контекста в другой, в своих текстах Серега теперь подшучивает не над «Дискотекой Аварией», а над тем же Снуп Доггом, Доктором Дре и, разумеется, Эминемом («рядом с ними Эминем с белобрысым теменем»). Отсылки к западному хип-хопу следуют не только на уровне текста, но и на уровне музыки – уже по «саунду» слышно, что в записи не обошлось без помощи американских коллег, плюс этот минимализм в аранжировках, такой актуальный нынче (хотя лично я от этого не в восторге... ну дело вкуса). Впрочем, окончательно от корней Серега не отрывается - то и дело в модных аранжировках проскакивает то фирменный аккордеончик, а то и вовсе балалайка.

Особый шик этого «ребрендинга» в том, что Серега, как говорят литературоведы, обнажил прием. Человек в «правильной кепке» яснее, чем когда-либо, дает понять, что Серега – напускной, придуманный образ, который может быть одним, а может быть другим, как того пожелает тот, кто под маской - музыкант и продюсер Сергей Пархоменко. Больше года Серега убеждал всех, что он-де простой дворовой парень с рабоче-городской окраины, всю жизнь проходил в спортивном костюме, соседствовал с Ленькой-Финтом и Мишкой-Шнырем и страдал от неверности невесты Маньки. Все это было настолько убедительно, что иногда слушатель переставал понимать, где тут правда, а где вымысел. «Все правда», - уверял Серега, и многие начинали в это верить.

И тут Серега «меняет пластинку» и предстает перед публикой в совершенно другом виде – эдакий русский 50 Cent, одетый с иголочки и с лоском, всегда в окружении полуобнаженных девиц, живущий в пентхаусе и не жалеющий денег на выпуск высокобюджетного альбома. Фиктивность предыдущего «спектакля» становится абсолютно очевидной, как и фиктивность этого, очередного. Серега этого и не старается скрывать, ему не нужно уверять зрителей в «истинности» нового я, он просто играет – с публикой и с собой.

Вот простой пример такой игры. После выхода первого альбома Серега неустанно отнекивался, когда его пытались назвать хип-хоп-исполнителем. «Какой же это хип-хоп? Это спортивные частушки» - простодушно отмахивался он. А его продолжали «записывать» в рэперы – иногда просто для того, чтобы покритиковать, мол, что это за рэп такой непонятный, дешевый. На музыкальных премиях Серега тоже неизменно проходил как рэпер, а на церемонии MTV RMA даже получил приз как лучший рэп-исполнитель года, что крайне возмутило меломанов.

И вот теперь обновленный «гламурный» Серега пускается во все тяжкие – начинается все с заявлений о том, что спортивные частушки это-таки разновидность хип-хопа, а сам Серега – король этих частушек, а значит и король рэпа. Вся комичность этой коронации, которую многие тем не менее приняли на веру, особенно понятна по альбому. "Королевский" пафос предстает в настолько гипертрофированном виде, что доходит до смешного - вроде той сцены, когда Серега спорит с Эминемом, Доктором Дре и Фифти Сентом, что он, мол, «king of rap»:

Бросьте это дело, зря вы над текстами мучитесь,
Рэп читать вы не умеете, да и не научитесь.
Есть такая статуэтка "Золотой граммофон",
Получает статуэтку только самый чемпион.
Говорят, что статуэтка есть любви народной тест -
Приезжайте к нам в Россию, разберемся who's the best.

Хотя я уверен, что даже эту абсурдную зарисовку с потрясанием статуэткой «Золотой граммофон» перед носом Эминема ценители хип-хопа воспринимут всерьез и будут продолжать поносить «рэппера» Серегу на чем свет стоит. Но вот напоследок еще одна деталь – на официальном сайте Сереги с гордой издевкой (или издевательской гордостью) вывешена новость: «По опросам портала rap.ru Серега стал самым ненавистным рэппером страны! Поздравляем Серегу с очередной победой!» Комментарии, кажется, излишни. Хотя вот что еще - как Влад правильно говорит, забавно, что исполнитель, пародирующий рэп, тратит на это больше сил и денег, чем наши "истинные" рэпперы.

Однако же во всей этой благостной картине есть один серьезный недостаток. Первый альбом Сереги помимо продуманного ироничного образа предлагал еще и очень крепкий, на мой взгляд, музыкальный материал – отличные и разнообразные мелодии и тексты, забавно обыгрывающие типичные дворовые байки, очень цельный репертуар, ничего лишнего, я бы сказал (прошу не судить только по "Черному бумеру"!). «Дискомалярия» ничуть не уступает первому альбому по степени пародийности и самоиронии, в чем-то она даже выигрывает – теперь у Сереги больше средств и возможностей, чтобы шутить «по-черному». Но вот сам песенный материал заметно уступает прошлому, даже несмотря на качественно новый звук. Половина альбома, включая заглавный хит, нареканий не вызывает, но вот другая половина кажется скорее довеском, менее выразительным, с повторяющимися ходами и образами. Когда «гламурные треники» возникают в первый раз – это, конечно, смешно. Но в другой песне это уже становится шуткой, повторенная дважды. То же и с отсылкой к Эминему и Доктору Дре - первый раз смешно, второй уже не очень.. С музыкой также - есть удачные находки (вроде "Дискомалярии"), есть что-то невразумительное (вроде "Барбекю"). Возможно, на подготовку десятка новых хитов уровня первого альбома Сереге просто не хватило времени и сил – не стоит забывать, что параллельно с работой над альбомом он усиленно «работал» Серегой-«Черным бумером». Поэтому часть песен выглядит попыткой высосать новый материал из пальца, и главным источником становится сам Серега и его "фишки" – кепка, джинсы, треники и успех «Черного бумера» («Это что за фраерок спел про черный бумерок»). Самолюбование и позерство (с большой долей самоиронии, конечно) в общем-то тоже вполне в духе пародируемого американского рэпа, но все же это как-то быстро надоедает.

Ну и опять-таки разочаровывает куда-то потерявшаяся быстрая читка, которая впечатляла даже нелюбителей Сереги (некоторые злопыхатели говорили, мол, не может такого быть, он просто ускоряет на студии). Когда в "Слей сироп" начинают "теряться" целые слоги и когда кое-где с трудом можно разобрать, что он там говорит, это как-то несолидно после "Загубили Лялю", к примеру.

По поводу перспектив альбома. Второго "Черного бумера" тут, конечно, нет (хотя "Возле дома твоего", которую сейчас крутят по радио, вроде бы "покатила"). Но с другой стороны, новые песни могут привлечь новую аудиторию, что я уже сейчас наблюдаю. Мне в любом случае хочется верить, что Серега будет продолжать успешно жить и работать :),  пусть и не в самом топе. Даже если я доволен не всеми песнями с альбома, посмотреть на дальнейшее развитие событий ой как интересно - на новые клипы, на живые выступления ("Дискомалярия", кстати, в живой версии чуть разнообразнее студийной), на новые финты вроде того, как "Слесарь шестого разряда" был запущен в хардкор-версии с "ТТ-34". И, конечно, дождаться третьего альбома - что нам покажут на этот раз? :) 



Уфф, оглядел свой ЖЖ, почти вся последняя страница постов - о музыке..
Надо бы разнообразить картину, в следующий раз напишу о чем-нибудь другом (но это уже завтра, а сейчас у меня начинается безумный марафон))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments