Солнце русского ЖЖ (fomenko) wrote,
Солнце русского ЖЖ
fomenko

Предлагаю Вашему вниманию скромную запись моих впечатлений от нового альбома Бьорк "Medulla" (после нескольких прослушиваний).

Для начала пять общих фактов о пластинке:

  1. Этот альбом - пятый на счету у Бьорк, если не считать альбома ремиксов "Telegram", саундтрека к "Танцующей в темноте" ("Selmasongs"), официального "Greatest Hits", бокс-сета со всякими редкостями и вкусностями "Family Tree", лайф-версий всех 4 предыдущих альбомов (на выбор - в бокс-сете Live Box или по отдельности). Ну а если считать и их, то "Medulla", как вы поняли, выйдет бог знает какой по счету ;)

2. Со времени выхода предыдущего альбома Бьорк "Vespertine" прошло 3 года. Со времени выхода первого, который, кстати, и назывался - "Debut", и вовсе 11 (это я не говорю об альбомах группы "Sugarcubes" и о действительно первом альбоме, который Бьорк записала еще будучи школьницей :).

3. Название "Medulla" [медАла] можно переводить и трактовать по-разному. Наиболее подходящим мне кажется перевод из области анатомии (тут есть несколько вариантов, например, "костный мозг"), ведь основными инструментами здесь являются части тела (и не только голосовые связки!). Загвоздка в том, что в английском "medulla" - термин не только из анатомии, но и из биологии, где означает "сердцевина, мягкая ткань растений". Поэтому "официальная" трактовка этого слова, взятая, по-видимому, из словаря и опубликованная на сайте bjork.com звучит так: "the inner or deep part of an animal or plant structure" (прочитали определение? а теперь еще информация - эта фраза стала названием документального видео о работе над альбомом, которая войдет в DVDA-версию "Медаллы"). Ну а теперь о том, как это определение согласовывается с представленными 14 треками, перевожу: отказываясь от традиционных инструментов, Бьорк пытается добраться до "сердцевины" музыки, пения, заново пережить тот момент, когда люди только начинали петь в своих первобытных пещерах, не думая о модных сэмплах и местах в хит-параде Динамит FM. Это в общем-то не моя придумка, а вольный пересказ того, что я читал в интервью Бьорк ;)

4. Впрочем, по поводу отсутствия инструментов и игры исключительно "голосом, костями и мышцами" фру Гудмундсдоттир малость лукавит - например, в "Ancestors" задействовано пианино (первоначально композиция так и называлась - "Piano II"), в парочке других треков тоже кое-что кое-где проскакивает. Зато бит практически везде (а может и абсолютно везде) создается-таки голосом и "мышцами" музыкантов, в частности японца с загадочным именем Dokaka. К сожалению, жертвой идеи об отказе от инструментов пала "Where Is The Line" (3-й трек на альбоме). Кто слышал живую версию этой песни с прошлогодних концертов, может понять, как много она потеряла, лишившись скрипичных партий. И без того агрессивная композиция стала какой-то брутальной и, на мой взгляд, неприятной для слуха.

5. Альбом выйдет 30 августа ;) Впрочем, в некоторых странах чуть пораньше. Кое-где (в Японии, например) уже вышел.

Общие впечатления. Я пытался для себя решить, куда станет "Medulla" в моем личном рейтинге альбомов Бьорк и пока что так и не смог этого сделать. В данный момент это для меня слишком новая и непривычная пластинка, поэтому я не могу ее сопоставить со старыми и вывести, что хуже, а что лучше. Да и вообще, признаться, я из имеющихся альбомов с трудом могу хит-парад изобразить. По стилистике "Medulla" больше всего походит на "Vespertine", но новый альбом более смелый и богатый на эксперименты. Человеку, незнакомому с музыкой Бьорк и желающему составить о ней первое впечатление, я бы, пожалуй, не рискнул сразу давать эту пластинку.

Но ясно, во-первых, что если вы считали Бьорк необычной / эксцентричной / сумасшедшей / неземной / гениальной / дурой, то после прослушивания "Медаллы" Вы поймете, что эта оценка была еще слишком мягкой ;) Во-вторых, этот альбом, разумеется, нужно купить и послушать (и обязательно несколько раз). Хотя бы для общего музыкального развития. А то, что значительная часть треков представляют собой самую неординарную музыку, которую мне доводилось слышать (ну хорошо, одну из самых неординарных музык), тоже несомненно, и это - в-третьих.

Замахнуться на подобие профессиональной рецензии я не решился (при живом-то vch и, может, еще ком-то из его коллег, кто держит меня во френдах), поэтому дальше будет просто попунктовый список того, что по-английский зовется "хайлайтс" альбома, а по-русски... ну не знаю... "самые яркие моменты"? Проще говоря - лучшие треки.

В порядке появления на альбоме:

Track 1: Pleasure Is All Mine. Я, признаться, очень завидую тем, кто услышит эту песню в первый раз. И во второй. Потому что когда я услышал PIAM в первый раз и во второй, я практически испытал катарсис. А может и на самом деле испытал. Поэтому настройтесь как следует на это прослушивание, проверьте, чтобы было хорошо слышно и ничего не мешало (да вообще это ко всему альбому, пожалуй, относится). После нескольких прослушиваний, к сожалению, становится просто очень хорошей и душевной (хмык) песней. Лучшего начала для альбома определенно невозможно было найти.

Track 4: Vökuró (в переводе - "бессонница"). Очень чувственная, красивая, немножко наивная песня на исландском. Полународные-полуцерковные мотивы а капелла с хором. Не в первый раз возникает желание знать исландский ;)

Track 5: Öll Birtan (в переводе - "весь свет"). На альбоме есть четыре песни, которые длятся меньше 2 минут (вообще на 14 треков отводится около 45 минут, вот и считайте). За это короткое время они не успевают особо раскрыться и запомниться, поэтому в свой список я включу только одну из них -  "Öll Birtan". Наверное, потому, что она напомнила мне изумительные вокальные импровизации с vhs/dvd "Vessel". А вообще у Бьорк уже стало столько таких песен, что скоро я перестану их различать. Голос Бьорк с разных сторон, с каждой стороны по своей вокальной партии. Ну, вы поняли, наверное.

Track 6: Who Is It (Carry My Joy On The Left, Carry My Pain On The Right). Да, такое длинное название :) Это первая песня с некоторым налетом попсы (здесь я без всякого пренебрежения это слово употребляю). Запоминается очень хорошо и потом хорошо поется. Если верить слухам, то клип на нее выйдет после "Oceania" (ищите в интернете) и "Triumph Of A Heart" (ждите осенью), что мне не совсем понятно. Ну ладно "Океания" - после исполнения в Афинах она, возможно, для многих будет представлять интерес. Но вот "Triumph Of A Heart" не слишком выразительная, в то время как "Who Is It", на мой взгляд, имеет наибольшие шансы понравиться широкой публике и привлечь внимание к альбому, вот им бы пораньше выстрелить. Ну да не мое дело судить, мое дело ждать и наблюдать, тем более что клип должен снимать Michael Gondry, который уже делал для Бьорк отличные "Human Behaviour", "Army of Me", "Joga", "Bachelorette" и еще парочку.

Track 7: Submarine. Некоторые называют этот трек лучшим на альбоме (другие, впрочем, придерживаются как раз обратного мнения), но я бы этого делать не стал . Зато он, безусловно, один из самых интересных - хотя бы потому, что если убрать где-то тридцать секунд из середины песни, никто и не догадается, что она принадлежит Бьорк ;) Занятные поющие мужики, таинственные звуки, никакой особой мелодии в традиционном понимании, в общем - полнейший бардак. Но в хорошем смысле. Хочется слушать еще и постепенно приводить в порядок.

Track 8:  Desired Constellation. Здесь складывается впечатление, что этот трек забыли поместить в предыдущий альбом и теперь запоздало запихнули в "Медаллу". Совершенно Vespertin'овская песня (с точки зрения аранжировки тоже), которую остается только несколько раз прослушать (вслушаться!) и полюбить. Я это успел сделать еще до того, как стало известно о том, что ее включат в новый альбом.

Track 9:  Oceania. Та самая песня с открытия олимпиады, я уже ей восхищался ранее, поэтому не буду повторяться. Одна из лучших песен на альбоме, определенно.

Track 11:  Ancestors. Я бы, наверное, и не подумал внести эту песню в highlights, если бы не внезапно разразившиеся споры на разных форумах поклонников Бьорк. По поводу "Ancestors" там ломается больше всего копий: одни пишут, что никогда больше не включат эту песню, настолько она ужасна, а другие наоборот считают гениальной. Я, честно говоря, не согласен ни с теми, ни с другими и считаю "Ancestors" вполне обычной композицией, хотя понимаю, что может вызвать раздражение (а с другой стороны, наверное, и восхищение) слушателей - Tanya Tagaq там зажигает со своим горловым "пением" не по-человечески. А в остальном - ничего сверхъестественного. Хотя фанаты считают, что в этом-то треке и кроется та самая сердцевина.

Track 12:  Mouth's Cradle. Еще капелька попа (в смысле поп-музыки), если только это можно сказать о песнях Бьорк, здесь все-таки другая оценочная шкала.  Некоторое время назад Бьорк исполняла на концертах Mouth's Cradle в другом варианте, на мой взгляд, гораздо менее удачном. Новая версия кажется даже забавной. Плюс, как и практически везде, очень хороший хор.

Еще несколько треков, бродивших вокруг альбома, но не вошедших в него ;) Ждите синглов и бутлегов.

Oceania feat. Kelis. Это, в общем, все та же "Oceania", но несколько ремикшированная и подпетая Kelis. Ничего очень плохого сказать не могу, но все-таки я считаю, что оригинал был изрядно подпорчен. Изначально это мелодичная, убаюкивающая, размеренная композиция, а Келис сделала ее более грубой, приземленной, в целом - другой. Причина сотрудничества мне пока неясна (читай - неизвестна).

DoDoDo. Это ремикс Matmos на песню "Triumph Of A Heart" (14-й трек). Оригинал меня не очень впечатлил, ремикс показался чуть интересней - хотя тоже не шедевр и к тому же напоминает какой-то другой ремикс Матмосов на какую-то другую песню Бьорк. Но слушать можно.

Komið. Бонус-трек с японского релиза альбома (15-й, стало быть). Опять же слушабельный, но по сравнению с большинством песен на альбоме - обычный, да еще и похож на пятый трек -  "Öll Birtan" (вспомните, что я говорил о нем). Зато благодаря этой вещице (вернее, благодаря ее обсуждению) я узнал, почему это японцам так везет, что у них все время бонус-треки ;)

***

Кажется, пока все.Только одно последнее замечание post factum. По собственному опыту знаю, что сейчас у меня вот такое мнение, а через какое-то время я, может быть, страстно полюблю песни, которые сейчас опускаю в своей "рецензии" ("опускаю" в значении "не упоминаю", и это, кстати, не значит, что они плохие). Альбомы Бьорк в этом плане очень живые, что не может не нравиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments