Солнце русского ЖЖ (fomenko) wrote,
Солнце русского ЖЖ
fomenko

Многабукв, или тезисы о цифровой революции

В последнее время всех пробило на всякие жизненные околомузыкальные посты, мне стало завидно, и я решил тоже написать что-нибудь в этом роде)

Хотя вру, на самом деле этот пост я задумал еще месяц назад, но все руки не доходили (собственно, и сейчас не то чтобы доходят, но откладывать уже надоело).

Так вот, где-то месяц назад я наткнулся на немножко нашумевшие высказывания Рика Рубина о гибели iPod'а и сильно удивился, потому что сам буквально за пару дней до этого размышлял на ту же тему и высказывал очень схожие мысли Владу the4eyed (логи имеются!). Ну то есть говорил я не о смерти айпода, конечно же (вообще подозреваю, что это просто растиражированный журналистами слоган, вырванный из контекста, ибо iPod - это всего лишь бренд, и эти плееры могут быть в любой момент переделаны под изменившуюся конъюнктуру, любому Рику Рубину понятно). А говорил я о системе подписки на музыкальные файлы как о наиболее вероятном на данный момент решении проблемы с продажами и непродажами музыки.

Вводные, в общем, всем известны: продажи дисков падают, масштабы распространения музыки в сети увеличиваются, но в основном за счет интернет-пиратства и т.д. Впрочем, тут есть и другой, возможно, не менее важный аспект проблемы, помимо пиратства. С одной стороны, постоянно увеличивается количество музыкантов (в связи с техническим прогрессом, ростом населения, глобализацией, укреплением общества потребления и бог знает чем еще). С другой стороны, увеличивается количество их потенциальных слушателей - в основном благодаря интернету, конечно. В итоге получается что: музыки хоть жопой кушай, но среднестаститическому слушателю (особенно молодому и пытливому) на то, чтобы легально послушать все, что он хочет, элементарно не хватает денег. Некоторым компромиссом (для слушателя) может стать нелегальное скачивание альбомов с целью ознакомления и потом покупка того, что понравилось. Но, во-первых, и это не то чтобы законно. Во-вторых, все-таки немногие из тех, кто уже заполучил альбом к себе на компьютер и в плеер, действительно пойдут/полезут его покупать. Ну то есть один альбом еще ладно, а вот чем дальше, тем больше найдется отмазок (Влад вот каждый раз мне рассказывает, что в свое время покупал много дисков и тем самым помог музыкальной индустрии, а теперь она справится и без него)).

Но еще раз подчеркну - даже если представить себе, что интернет-пиратство каким-то чудесным образом удалось искоренить, это не решает проблему большого количества музыки при малом количестве денег.

Короче говоря, в таких неблагоприятных условиях возникает сервис подписки, он же абонемент. В России, впрочем, он пока еще не возник, и будет возникать, наверное, долго и мучительно. Поэтому пока приходится рассуждать на примере загнивающего Запада. Система подписки/абонемента в самом общем виде проста: вы платите определенную сумму в месяц (как правило, она равна стоимости одного-двух дисков, т.е. 15-30 долларов) и на это время получаете доступ к достаточно обширному музыкальному каталогу, из которого можете качать столько, сколько влезет. Хотя правильнее, наверное, сказать "можете слушать столько, сколько влезет". Скажем, в описании одного сервиса, который я пробую, первым делом говорится о прослушивании каталога онлайн через специальную софтину, а во вторую очередь - о сохранении копии у себя на компьютере или в плеере для прослушивания оффлайн. Ну вообще тут уже начинаются частности: что конкретно я могу делать с музыкой из этого каталога, на сколько компьютеров и сколько плееров ее можно скопировать, можно ли прожечь на CD и т.д.

В любом случае, через месяц, если я не вношу следующую порцию абонентской платы, эти скачанные файлы перестают проигрываться - заканчивается лицензия. Если же с оплатой все нормально - спокойно продолжаю их пользовать (тут, кстати, есть некоторое техническое неудобство, связанное с обновлением лицензии, но это опять же частный вопрос).

Здесь как раз вскрывается коренной перелом при переходе от CD к mp3 (условно говоря). Этот переход гораздо более "революционен", чем переход от пластинок к кассетам или от кассет к диску, поскольку дело тут не только в качестве звучания и "юзабилити". Покупая пластинки, кассеты, диски, мы покупали/покупаем физические носители. В случае же с mp3 мы имеем дело с неосязаемым куском цифрового кода. Что открывает множество разных возможностей и вообще другой взгляд на вещи. В частности, как никогда ощутимым становится тот факт, что мы платим не за носитель музыки, а за "право" ее слушать, за ту самую лицензию. Оно, конечно, и с дисками было так (вспомнить хотя бы эти пресловутые "кириллические" лицензионные диски), но не так очевидно. Потому что, во-первых, мы все-таки что-то получаем на руки (диск, кассету и т.д.), во-вторых - кстати, как следствие этого - лицензия получается на всю жизнь, так что и думать о ней нечего. А вот представьте, если бы диски взрывались ровно через три месяца после покупки :)

И вот цифровые продажи по подписке должны сделать определенный переворот в мышлении: тут человек платит не за какой-то конкретный альбом и не за все альбомы сразу, а именно за право их слушать. Эта идея, конечно, должна в будущем быть более красиво и удобно реализована чисто технически: скажем, чтобы я, имея лицензию, мог слушать эту песню в разных устройствах - и на компьютере, и в машине, и в портативном мультимедийном комбайне будущего - с как можно меньшим количеством дополнительных действий. Сейчас же существует ряд ограничений, связанный как с недостаточным уровнем техники, так и с недоразвитой системой защиты от копирования (скажем, мой плеер Samsung работает только с определенным просамсунговским сервисом; ну и наоборот, соответственно - какие-то сервисы работают только с определенным набором плееров). Но и тут уже есть некоторые подвижки и прообразы будущих решений. Скажем, у SanDisk есть такой плеер Sansa Connect со встроенным вай-фаем и, соответственно, встроенной системой покупки музыки из интернет-каталога прямо на плеер, как раз по подписке. Так вот, обмен этой самой музыкой с другими аналогичными устройствами там устроен очень изящно: один пользователь выбирает, что передать другому, но фактически передает не сам файл, а что-то вроде линка или рекомендации. И вот по этой "наводке" на плеер второго пользователя из интернет-каталога скачивается уже его персональный файл (это как раз к тому, о чем я уже говорил - мы имеем дело не с конкретным файлом, а с лицензией). То есть дополнительных затрат на покупку никаких: и у первого абонемент, и у второго; и при этом никакие права не нарушены, т.к. каждый приобрел свой файл.

Плюсы для слушателя во всей этой истории очевидны: в месяц он платит стоимость одного диска, а получает возможность слушать множество. Каталоги крупных сервисов, кстати, действительно большие и разнообразные; конечно, каких-то очень экзотических релизов вы там, может, и не найдете, но даже в не самом продвинутом просамсунговском каталоге мне удавалось скачать практически все, что мне было нужно. Да, эти файлы не так "вечны", как диски и незащищенные mp3. Но с другой стороны, в этом есть и определенное преимущество. Я думаю, многим знакома ситуация, когда хочется послушать какую-то песню, а искать ее в стопках дисков и гигабайтах жесткого диска лень - проще скачать заново. В случае с подпиской проблема хранения файлов не стоит вообще: послушал, захотел - стер, через несколько месяцев захотел - скачал опять (в рамках подписки за текущий месяц, то есть не платя каждый раз за один и тот же файл). Предположим, вы решили отказаться от услуг определенного сервиса. Да, все ваши накопленные до этого файлы вроде как аннулируются. Но подключившись к другому сервису, вы сможете опять скачать у него нужную вам музыку в любых количествах. А с развитием интернет-сетей сделать это можно будет за считанные минуты и в любом месте.

И теперь тот единственный вопрос, который мне пока не совсем ясен (и я рассчитываю, что кто-нибудь из вас сможет на него со знанием дела ответить): с потребителем-то все ясно, а в чем же при таких раскладах выгода музыкантов и самих продавцов? Ведь понятно, что одно дело, когда народ покупает 10 альбомов и платит за каждый, другое дело - когда покупают 10 альбомов (а то и 100) по стоимости одного. Но раз такие сервисы функционируют, значит какую-то прибыль они все-таки имеют (пусть и несравнимую с отмирающими традиционными продажами). Я так понимаю, что ответ можно найти в аналогии с платными телеканалами и телевидением с абонентской платой (кабель, спутник и т.д.). То есть эти сервисы покупают у артистов/лейблов право на продажу альбома (лицензию) - за какую-то определенную установленную сумму, без процентов с продаж. Естественно, более кассовый артист будет стоить дороже, а какой-нибудь малоизвестный - дешевле. Ну и дальше они предоставляют свои услуги слушателям, как кабельное телевидение предлагает свои услуги зрителям, и раз вторые живут спокойно, то и первые тоже должны) Вряд ли, конечно, это можно назвать панацеей для музыкальной индустрии, но все лучше, чем погибнуть в неравной борьбе с пиратством)

Кстати о пиратстве: учитывая, что подписчик может скачивать любые альбомы в любых количествах, к помощи пиратов он будет прибегать все реже. Единственной прерогативой пиратов остаются "лики" (когда альбомы попадают в сеть раньше официального релиза) - но с переносом продаж в интернет эту опасность можно минимизировать, как мне кажется. Впрочем, тему пиратства оставим lisichkinЛисичкину, он собирался в скором времени отписаться по этому вопросу.

P.S. Система подписки, конечно, не отменяет "поштучную" продажу mp3, как не отменяет и тех же дисков, например. На них всегда найдется свой покупатель. "Поштучная" продажа mp3, во-первых, выгодней тем, кто музыку покупает редко. Или там, если кому-то нужно купить одну конкретную песню или один конкретный альбом и больше с этим сервисом дел не иметь. Кроме того, на штучные mp3 лицензия как раз вечная, что в определенных ситуациях будет иметь решающее значение. Ну а диски понятно для кого - для тех, кому важно держать в руках некое цельное произведение с полиграфией, и для аудиофилов (впрочем, со временем даже самые ширпотребные музыкальные файлы должны переплюнуть диски по качеству). Так что, как обычно, старые носители останутся, речь о той форме покупки/продажи/обмена музыкой, которая будет более всего распространена во вполне обозримом будущем. ИМХО, разумеется)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →