Солнце русского ЖЖ (fomenko) wrote,
Солнце русского ЖЖ
fomenko

Бьорк недели: Debut (1993)





По-хорошему, начинать надо было бы с ранних опытов - еще до дебютного альбома Бьорк много чего успела записать и сделать, но это "доисторическое" творчество больше интересно фанатам и в рамки нашего экскурса не слишком вписывается. Так что ограничусь парой слов об этом периоде, чтобы в общих чертах обрисовать бэкграунд.

Как известно, Бьорк Гудмундсдоттир родилась в Исландии, в Рейкьявике. И ее по-настоящему первый альбом вышел именно там, когда Бьорк было 11 лет. Собственно, от самой Бьорк там был только вокал - почти всё остальное делал ее отчим сотоварищи; репертуар составляли детские песни и пара каверов - в общем, как сейчас вспоминает Бьорк, "странно было видеть пластинку, на которой стояло мое имя, хотя на самом деле моей она не была". Тем не менее, альбом распродался в Исландии тиражом в несколько тысяч экземпляров (больше пяти), а это по местным меркам платиновый статус. Обрадованная звукозаписывающая компания предложила выпустить еще один альбом, но Бьорк отказалась - к тому времени она уже твердо решила, что следующая пластинка с её именем будет действительно её.

Произошло это, правда, не так скоро. С 14 лет Бьорк поперебывала в куче исландских коллективов, начиная с собранной ей девчачьей панк-группы "Spit and Snot" и заканчивая "The Sugarcubes", которые принесли ей какую-никакую мировую известность и славу "сумасшедшей девушки из рок-группы". А ведь на самом деле Бьорк рок-музыку не слишком жалует. Объясняет она это тем, что, наверное, переслушала ее в детстве: отчим Бьорк был довольно известным в Исландии рок-музыкантом и вообще большим любителем рока. Так что, по ее признанию, в сознательном возрасте она не слушала ни тяжелые панк-группы, ни Игги Попа, ни Дэвида Боуи, а если ей что-то и нравится из рока, то в основном какие-то совершенно сумасшедшие и экстремальные вещи. Поэтому-то - забегая вперед - на ее "Дебюте" даже гитар толком не будет, что сильно удивит тех, кто знал Бьорк по ее предыдущим работам в группах.

В общем, понятно было, что такая установка (рок-музыку не люблю, а просто пою в группах друзей) на долгое время рассчитана не была; поэтому, когда Sugarcubes распались1, Бьорк распрощалась с рок-музыкой, а заодно и с Исландией, и поехала в Лондон искать тех, кто смог бы записать "её" альбом. Она хотела, чтобы на "её" альбоме была такая поп-музыка, которую еще никто не делал ("Поп-музыка стала такой косной. Это на самом деле парадокс, потому что вообще-то она должна изменяться и развиваться каждый день. По-моему, в последние годы не вышло ни одного достойного поп-альбома... Мне кажется, что настоящий альбом не должен быть привязан к какому-то конкретному музыкальному стилю. Мы ведь не проводим каждый день в одном стиле; всегда могут случиться какие-то неожиданности, которые мы не контролируем. Эта пластинка как раз такая. В одной песне - настроение, с которым ты идешь в магазинчик на углу, в другой ты в клубе накачиваешься до бессознательного состояния, в третьей - испытываешь романтические чувства и занимаешься любовью. Поп - это музыка для конкретного момента...").

Бьорк сознательно избегает состоявшихся музыкантов, которые как раз и довели поп-музыку до этого состояния, и старается знакомиться с такими же, как она, ищущими, пытающимися делать что-то новое. В то время все новое и прогрессивное в британской музыке было связано с клубной сценой - там кипела жизнь, музыканты экспериментировали с электроникой, становился на ноги трип-хоп... Окунувшись в эту среду, Бьорк обзавелась несколькими судьбоносными знакомствами, в том числе с композитором и продюсером Нелли Хупером (Nellee Hooper), работавшим с Soul II Soul и Massive Attack, а позднее и с Мадонной2. Хупер и стал продюсером дебютного альбома Бьорк.

С этой пластинки и начинается хронология. "История" Бьорк делится на эры, сконцентрированные вокруг ее альбомов. За каждым альбомом - своя мини-история, свой персонаж (character). И на обложках всех "основных" альбомов красуется Бьорк примерно в одном и том же ракурсе, но в разных образах, соответствующих этим персонажам и историям3.



Персонаж "Дебюта" - это робкий, застенчивый новичок. Так чувствовала себя и Бьорк, приехав в Лондон с багажом песен, которые были написаны в течение десяти последних лет в Исландии. Они были еще сырые, практически непохожие на то, что позднее появилось на альбоме - часть аранжировок, например, была сделана духовым оркестром. Некоторые из этих песен были сочинены любопытным способом - Бьорк ездила на велосипеде по исландским церквям и записывала там свои импровизации на диктофон4:



Большинство же песен, вошедших в альбом, Бьорк писала в своей комнате, после того как все в доме ложились спать. Поэтому она считает их очень личными, почти интимными: "Как будто я приглашаю одного человека к себе в спальню и показываю ему свои вещи, а потом, может, готовлю нам что-нибудь поесть".

В то время Бьорк еще слабо разбиралась в вопросах продюсирования, аранжировки и т.д., и эту часть работы практически полностью доверила своим новым знакомым. Альбом вобрал в себя то, что на тот момент было актуальным в Лондоне, но это сочетание было особым, уникальным. Бьорк действительно сделала такой поп-альбом, который никто не делал до нее. И он действительно был на разные случаи жизни - тут есть и танцевальные треки (см. "Big Time Sensuality"), и джазовая классика под арфу, и что-то вроде трип-хопа (см. любимую песню трип-хоп-фэна the4eyed "Venus As A Boy").

Ну а первым синглом с альбома и первым клипом, а заодно и пресловутой "визитной карточкой" стала "Human Behaviour" - песня, объединившая мелодию, которую Бьорк сочинила еще в юном возрасте и чуть не задействовала на одном из альбомов "Sugarcubes"; ритмы, подобранные Нелли Хупером; и сэмпл из композиции Антонио Жобима "Go Down Dying" в исполнении Ray Brown Orchestra, которую Бьорк и Хупер нашли на саундтреке к фильму 1970 года "The Adventurers".

Снятый Мишелем Гондри шизофренический клип с медведем, ёжиком и флагом СССР на Луне открыл видеографию Бьорк, бесспорно, одну из самых легендарных в истории музыки.



К удивлению самой Бьорк и менеджеров, которые считали, что "Debut" будет продаваться гораздо хуже альбомов "Sugarcubes", пластинка оказалась весьма успешной (в британском чарте продаж она добралась до 3 места) и собрала отличную прессу, вплоть до титула лучшего альбома 1993 года (по версии NME). Для Бьорк такой успех стал неожиданностью, ведь она делала только первые неуверенные шаги, пытаясь заставить свои песни звучать так, как ей хотелось бы, и была убеждена, что может гораздо лучше. "Это как будто ты начал готовить в ресторане, а все услышали об этом и повалили туда... Но ты пока что научился готовить только яичницу. Ты очень стараешься и все довольны, но это не совсем то, чего ты хочешь".

В связи с неожиданным успехом альбома встал вопрос о концертном туре. В спешном порядке, за несколько недель, была собрана группа, и вошли в нее преимущественно иммигранты и дети иммигрантов - из Ирана, Индии, Турции, Кипра, Барбадоса. Это, конечно, придало коллективу особый колорит, но, поскольку времени на продумывание специальной концертной программы уже не оставалось, в этом первом туре группа играла все песни примерно так, как они звучали на альбоме.

Вот видео с одного из таких концертов - веселая песенка "There's More To Life Than This", моя любимая Лейла (Leila Arab) на клавишах и провинившаяся Бьорк в конце номера :)



После этого спешного тура Бьорк пообещала себе, что больше так делать не будет и впредь будет тщательно продумывать концертные программы, так чтобы они звучали по-особому, а не как на записях. Первая такая возможность подвернулась уже довольно скоро - Бьорк предложили устроить концерт для MTV Unplugged. "Тут я совершенно разошлась, как ребенок в магазине игрушек". Поскольку это был не тур, а всего лишь один концерт (т.е. музыкантов и инструменты не надо было перевозить туда-сюда), а расходы брал на себя канал, можно было пригласить кучу музыкантов с самыми экзотическими инструментами. "Я не помню, сколько всего было привлечено музыкантов. Мы репетировали, кажется, два дня и вообще не спали. Потом, после концерта, мы все были очень измотаны и проспали 18 часов подряд. Но это было ужасно весело".

Фрагмент из концерта MTV Unplugged с моей любимой (на данный момент) песней из альбома - "Come To Me" ("You know that I adore you, / You know that I love you, / So don't make me say it, / It would burst the bubble, break the charm..."):



Концерт на MTV прошел в ноябре 1994 года. В это время Бьорк уже работала в студии над своим следующим альбомом... (Продолжение следует)



Björk - Debut (1993)

1. "Human Behaviour" (Björk/Hooper) – 4:12
2. "Crying" (Björk/Hooper) – 4:49
3. "Venus as a Boy" (Björk) – 4:41
4. "There's More to Life Than This" (Björk/Hooper) – 3:21
5. "Like Someone in Love" (Burke/VanHeusen) – 4:33
6. "Big Time Sensuality" (Björk/Hooper) – 3:56
7. "One Day" (Björk) – 5:24
8. "Aeroplane" (Björk) – 3:54
9. "Come to Me" (Björk) – 4:55
10. "Violently Happy" (Björk/Hooper) – 4:58
11. "The Anchor Song" (Björk) – 3:32
12. "Play Dead" (Björk/Arnold/Wobble) (UK/Portugal/Japanese bonus track) – 3:58

Скачать (256 kbps, 94 mb)



1 В 2006 году "Sugarcubes" на время воссоединились, чтобы провести в Рейкьявике концерт, посвященный 20-летию со дня выхода их первого сингла.

2 В 1994 году Хупер стал одним из продюсеров альбома Мадонны "Bedtime Stories", заглавную (вернее, почти заглавную) песню которого написала Бьорк.



3 Еще одна особенность оформления альбомов - имени Бьорк на передней обложке нет, а название альбома, если и есть, то как-нибудь "замаскировано".

4 Есть ли что-то типично "исландское", что отпечаталось в музыке Бьорк? Сама Бьорк в одном документальном фильме вот что упоминает: на протяжении нескольких веков Исландия была датской колонией, причем, можно сказать, колонией строгого режима - например, там было запрещено петь и танцевать, потому что это считалось бесовским занятием. Так что наиболее распространенным "музыкальным" жанром было чтение нараспев (см. пример). Вообще действительно есть что-то похожее и в некоторых песнях Бьорк, напоминающих эдакие распевные стихи - поэтому иногда бывает сложно сходу ухватить мелодию :)


Tags: Бьоркомания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →